Акустическая томография и внутритрубная диагностика. Сопоставление результатов.

Одной из важнейших задач при эксплуатации трубопроводов является обеспечение надежности их функционирования. Для этого требуется применение максимально достоверных сведений о фактическом состоянии труб и выдача обоснованного прогноза дальнейшей их работоспособности. Диагностика трубопроводов, находящихся в эксплуатации, предполагает обнаружение мест утонение стенки трубы за счет наружной и внутренней коррозии. Это одна из важнейших проблем, решение которой позволяет обеспечить безаварийную эксплуатацию и увеличить срок службы трубопроводов, снизить себестоимость доставки энергоносителей потребителям.

Практика показала, что для принятия оптимального решения о месте проведения ремонтных работ и их виде (перекладка, локальный ремонт для устранения мест интенсивной коррозии или недостаточной компенсации температурного удлинения трубы) необходимо использовать комплексный подход к диагностике, т.е. при необходимости использовать несколько методов.

С целью оптимизации комплексной диагностики в этом году было осуществлено сопоставление результатов, полученных при диагностике одних и тех же участков трубопроводов методом Акустическая томография (АТ) и внутритрубного ультрозвукового сканирования (ВТД).

В качестве примера, на рис.1 в виде графика представлены результаты АТ диагностики обратного трубопровода ДУ 600 от тк.1509 до тк.1510 длиной 125м . По оси «Х» - расстояние по трубе от начальной точки (тк.1509) до конечной (тк.1510). По оси «У» - энергия сигнала эмиссии, генерируемого интервалом трубы при пошаговом анализе. На наличие дефектов указывают сигналы выше зеленой линии. Местоположению дефекта соответствует положение «пика» (амплитудного значения) сигнала. По уровню энергии эмиссии дефекты подразделяются на:

докртические - между зеленой и красной линиями;

критические - выше красной линии.

atvsvtrtr1.png

Рис.1.

Результаты по обнаружению дефектов методом ВТД для данного участка представлены в таблице:

Начало интервала,м

Конец интервала,м

Длина дефектного интервала,м

Уровень потери металла, %

Описание

1

5.1

6.5

1.4

29.5

Внешняя коррозия

2

69.7

71.6

1.9

48.2

Внешняя коррозия

3

71.6

72

0.4

39.7

Внешняя коррозия

4

87

90.8

3.8

27.2

Внешняя коррозия

5

99.5

100.3

0.8

27.5

Внешняя коррозия

6

109.2

111.5

2.3

39.6

Внешняя коррозия

7

117.0

117.7

0.7

39.6

Внешняя коррозия

8

59.6

60.2

0.6

Нарост до 60 мм

Внутренние наросты

Эти дефекты отображены на рис.1 стрелками.

Сопоставление результатов диагностики на данном участке показывает, что 7-мь дефектов наружной коррозии металла трубы, обнаруженных при ВТД, обнаружены и АТ-методом. Кроме этого. При ВТД обнаружен один интервал с наростами внутри трубы (8- зеленая стрелка на рис.1), что указывает на наличие внутренней коррозии металла. При АТ-методе данный интервал также обнаружен. Дополнительно АТ-методом обнаружено еще два дефектных интервала критического уровня (желтые стрелки на рис.1).

Общая длина трубопроводов, на который осуществлено сопоставление результатов указанных двух видов диагностики составляла 1958 п.м. Методом ВТД было обнаружено 56 дефектных интервалов, из которых АТ-методом обнаружено 53. Кроме этого АТ-метод указывает на наличие еще 15 дефектных интервалов, которые в основном соответствуют участкам трубопровода, где методом ВТД отмечено наличие наростов внутри трубы, т.е. внутренняя коррозия.

Таким образом, совпадение результатов для методов ВТД и АТ составляет 82%.

Как указано ранее, при АТ-методе используется две градации уровня дефекта – докритический и критический. На рис.2 представлены результаты сопоставления уровня энергии сигналов эмиссии от дефектов (относительно порогового уровня «докритики») и максимального утонения, зафиксированного методом ВТД.

atvsvtrtr2.png

Рис.2.

Из представленных данных видно, что:

- для докритических дефектов утонение стенки трубы составляет от 15 до 25%

(80% результатов);

- для критичеких дефектов утонение более 25% (75% результатов).

Представленные результаты подтверждают правильность использования в первую очередь АТ-метода для оценки общего технического состояния труб на участке, оценки необходимости перекладки или наличия остаточного рабочего ресурса, определения конкретных интервалов для уточнения типа дефектов и их размера. С другой стороны значительный разброс между соотношением уровня сигнала эмиссии и величиной утонения стенки трубы указывает на необходимость уточнения уровня и размеров дефекта при планировании проведения локальных ремонтных работ.

Зам. генерального директора ООО "Рент технолоджис"

к.т.н. Самойлов Е.В.