Акустическая томография. Тестирование на нефтепроводах.

Для определения возможности применения метода Акустическая томография (АТ) в диагностировании трубопроводов, используемых в нефтяной промышленности, был выбран промысловый трубопровод принадлежащий ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». На данном трубопроводе ранее проводились работы по внутритрубному диагностированию. По результатам анализа этих данных был выбран участок длиной 850м с дефектами, наиболее часто встречающимися на промысловых трубопроводах:

  • ПК0+61. Аномалия ВД – вмятина, максимальное уменьшение диаметра 10%;

  • ПК2+87. Потеря металла, глубиной до 20%;

  • ПК5+24. Аномалия кольцевого шва, глубиной до 5%;

  • ПК5+70. Аномалия кольцевого шва, глубиной до 18%;

  • ПК7+76. Потеря металла, аномалия на отводе, глубиной до 6%.

Для осуществления работ АТ-методом  данный участок был разбит на 4-е интервала длиной около 200м каждый. На концах интервалов была осуществлена  шурфовка для осуществления доступа к трубе для постановки датчиков.

В качестве примера, на рис.1 представлены результаты диагностики трубопровода АТ-методом на интервале 1.

neft.png

Рис.1. Результат диагностики трубопровода на интервале 1.

По результатам диагностики зафиксировано наличие двух аномалий критического уровня:

1 – на отметке 58м соответствует дефекту ПК0+61, выявленному при ВД;

2- на отметке 74м - причина аномалии не известна.

Для уточнения данных, полученных при АТ-диагностике и ВД на указанных отметках была осуществлена шурфовка и обследование трубы (ВИК, УЗК).

На отметке 58 м обнаружена вмятина размером 400х380 мм максимальной глубиной 32 мм.

На отметке  74 м выявлено пересечение с трубопроводом Ду114 мм. Что и послужило причиной возникновения акустической аномалии.

Аналогичное сопоставление результатов и шурфовки были осуществлены и на следующих интервалах. Результаты представлены в таблице 1.

АТ

ВД

ВИК, УЗК

№ аномалии

отметка

Тип дефекта

параметр

Тип дефекта

Утонение

Интервал 1

1.1

58

вмятина

10%

вмятина

гл. 32 мм

1.2

74

---

---

Пересечение см. ком.

Интервал 2

2.1

106

---

---

Внт.кор

S=6,5 мм

!

2.2

132

утонение

20%

Мех.повр.

S=5,6 мм

Интервал 3

3.1

118

---

---

Дефектов не обнаружено

3.2

204

Утонение (шов)

18%

Дефектов не обнаружено, металл. пред. на трубе

!

Интервал 3

4.1

66

----

---

Дефектов не обнаружено, S=7,2 мм (10%)

4.2

110

---

----

Дефектов не обнаружено, S=7,4 мм

4.3

198

---

---

Дефект под дорогой. Не вскрывался

Таким образом, АТ-методом:

-    из 5-ти дефектов выявленных при ВД обнаружено 3-и; утонения менее 10% не

выявляются;

-   обнаружен дефект (внутренняя коррозия) не выявленный при ВД;

-   в трех местах причина возникновения акустической аномалии не выявлена.

Представленные результаты наглядно демонстрируют возможности АТ-метода для экспресс диагностики трубопроводов транспорта нефти, т.е. обнаружение с точностью до 1% от базы постановки датчиков  интервалов, на которых с вероятностью не менее 62% имеются дефекты на трубе. Подтверждение наличия дефектов и определение их вида осуществляется при дополнительных исследованиях (ВИК, УЗК).

Зам. генерального директора ООО "Рент технолоджис"

к.т.н. Самойлов Е.В.