Сравнительные испытания оборудования на трубопроводах АО «Мосводоканал»

В мае- июле 2015 г. с целью определения эффективности использования различных методов и оборудования для неразрушающего контроля основного металла тела трубы холодного водоснабжения, а также оценки их основных рабочих характеристик, АО «Мосводоканал» осуществил диагностику с использованием:

  • метода Акустической томографии (АТ-метод);
  • бесконтактного магнитометрического метода (БММ);
  • метода внутритрубной диагностики по технологии акустического резонанса (ВТД).

Полученные результаты позволили обосновать правомерность использования АТ-метода для оперативного обнаружения дефектов на трубе в качестве первоочередного.

Общую картину испытаний отражает диагностирование трубопровода Ду300 по адресу ул. Снайперская.

На рис.1 представлены результаты АТ-диагностики. На основании этих данных было принято решение об уточнении дефектов в трех местах, где была осуществлена шурфовка и проведено дополнительное обследование (ВИК, УЗК).

mvk.jpg
В месте Раскопа 1 АТ-методом обнаружен дефект критического уровня, методом БММ обнаружена аномалия. Значительного утонения стенки трубы в этом месте методом ВТД не обнаружено. При визуальном осмотре (ВИК) обнаружено:

  • сквозное повреждение стенки трубы в месте коррозионной (наружная и внутренняя язвы) – вбит свинцовый клин;
  • 7-мь локальных зон с повреждениями в виде язв (наружная коррозия) с глубиной 1.5-3.5 мм.

По результатам УЗК толщина стенки трубы (без учета язв) – 6.9-7.7 мм.

Таким образом АТ-методом в рассмотренном месте обнаружено 50% утонение стенки трубы.

В месте Раскопа 2 АТ-методом дефектов не обнаружено, методом БММ аномалий не обнаружено, методом ВТД выявлена значительная разница до 5мм в толщине стенки трубы. При визуальном осмотре (ВИК) обнаружено:

сквозное повреждение стенки трубы в месте коррозионной (наружная и внутренняя язвы) – вбит свинцовый клин;
на наружной поверхности - коррозионная язва глубиной 2мм.

По результатам УЗК толщина стенки трубы (без учета язвы) 7.8-11.2мм.

Значительная толщина стенки трубы указывает на отсутствие аварийно опасности в этом месте, что совпадает с результатами АТ-диагностики.

В месте Раскопа 3 АТ-методом обнаружен дефект критического уровня, методом БММ аномалий не обнаружено, методом ВТД значительных дефектов не выявлено. При визуальном осмотре (ВИК) обнаружены 4-е коррозионные язвы глубиной около 2мм. По результатам УЗК толщина стенки трубы (без учета язвы) 7.8-8.4мм.

Таким образом АТ-методом дефект обнаружен, но уровень его аварийно опасности подлежит уточнению (с учетом внутренней коррозии).

Аналогичные работы были осуществлены и на других участках. Всего было осуществлено 9 раскопов с проведением ВИК и УЗК. Сходимость данных АТ-метода с указанными составляет 70-75%.